Главная » 2016 » Апрель » 11 » Влияние мелкой моторики рук на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила Шафранова Л.В.
18:52
Влияние мелкой моторики рук на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила Шафранова Л.В.
Работая с детьми, мы видим, что хорошо развитая мускулатура руки ребёнка- это не только умение складывать пазлы и собирать мозаику, а ещё, в первую очередь, это развитие умственных способностей и связной речи у детей. Так как же связаны между собой мелкая моторика руки и развитие головного мозга и связной речи у детей? Ещё в Древнем Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук пальцев гармонизируют тело, разум, положительно влияют на деятельность мозга. Не секрет, что многим известны точечные массажи, пришедшие к нам так же из Китая и Японии. Все ли знают, что массаж большого пальца - повышает активность головного мозга. Указательный - связан с желудком, средний- с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Не зря из поколения в поколение передают хорошо всем известные приговорки «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие, подобные им народные игры. Только задуматься: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Первое- положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий и иммуностимулирующий эффект. Второе - стимуляция мыслительных функций и речи. Третье – весёлое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций. И это только начало! В дальнейшем, по степени взросления наших малышей, игры и упражнения по развитию мелкой моторики постепенно усложняются. Это необходимо не только для развития руки ребёнка, но и, прежде всего, для становления и активизации связной речи. Но почему – то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребёнок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими проворными к 5-6 годам станут его пальцы, зависят в дальнейшем успехи при обучении в школе. Многим взрослым иногда бывает трудно осознать эту истину. Сейчас часто бытует мнение: «Когда мы были маленькими, никто не про какую моторику и не думал. И ничего – все научились и говорить и писать!» В этом, конечно, есть доля истины, однако, не забывайте, во времена нашего детства практически вся обувь была на шнурках и металлических застежках, а одежда на пуговицах. Никаких молний и липучек, которые сейчас заполонили все вещи. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь на прогулку в садике и дома. Упражняясь, каждый день по много раз, пальцы становились сильными и ловкими. И уже к 5-6 годам ребёнок прекрасно умел завязывать шнурки и застёгивать любые пуговицы (как крупные, так и мелкие). После таких тренировок общаться с карандашом и ручкой ребёнку просто пара пустяков. А сегодня никто не удивиться картине: стоит 6-ти, 7-ми-летний «богатырь», безвольно опустив руки, а мама застёгивает его на все молнии и липучки. Дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего ребёнка. Хочу предложить вам некоторые пальчиковые гимнастики. Здесь ещё задание усложняется и тем, что кроме развития мелкой моторики, ребёнок постепенно заучивает текст в стихотворной форме, который сопровождает ту или иную пальчиковую гимнастику. А это и есть самое главное в развитии речи. Так как стихотворная форма быстрее легче усваивается детьми, а, в дальнейшем, им не сложно будет запомнить и обычный текст. Комканье платка Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком собрать его в ладонь используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем тоже самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. Платки должны быть детскими, маленькими. У меня живет проглот- Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! Упражнения с пробками Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. Крышки пальчики обули Смело в них вперед шагнули. (смена рук) И пошли по переулку На веселую прогулку. (смена рук) Пальцы - словно балеринки, Но одетые в ботинки. (смена рук) Каждый пальчик - будто ножка, Только шаркает немножко.
Веселое приветствие Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, укрепление мышц кисти руки, развитие памяти, логического мышления. Описание: надевать перчатку поочередно на правую, левую (обе сразу) кисть руки, прикасаясь поочередно, пальцами друг к другу. Необходимо совмещать липучки на пальчиках затем с усилием их рассоединять. Повторять упражнения несколько раз подряд со словами: Ты перчатку надевай, С пальчиками поиграй! Поздоровайся с большим, Указательным таким, Средним, безымянным, Мизинцем очень славным. Вот так весело играй И сначала начинай! Массаж с помощью специального мячика Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Движения соответствуют тексту.
«Этот шарик не простой» Этот шарик не простой Весь колючий вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять Нам пора и отдыхать! «Колкие иголки» У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! (ребёнок катает мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает.)
Пальчиковая игра «Разыгра» 1. Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать руки за спину) 2. Пошли пальчики с утра… (пошевелить пальцами) 3. В гости к тете Разыгра (похлопать в ладоши). 4. На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца). 5. Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев). 6. Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев). 7. Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их). 8. Пальчики подняли-лучиками стал (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
Кистевой детский спандер Упражнение на развитие силы кистей рук. Повышает тонус коры головного мозга-кистевой спандер в виде резинового кольца. «Будь сильней моя ручка» (После каждой строки руки меняются) Я сожму свое кольцо- Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, Буду слабым помогать. Пополам его согну И восьмеркой заверну.
ВЫВОД: Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу: развивают мелкую моторику рук дошкольников, подготавливая их к овладению письмом; формируют художественный и эстетический вкус, что полезно в любом возрасте; и самое главное – развивают ум, интеллект и речь ребёнка.