Вторник, 19.03.2024, 15:43


Меню сайта
Для Вас







Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагог по ИЗО

Романова Римма Васильевна

Образование: высшее
Педагогический стаж: 31 год
Квалификационная категория: высшая

 

Взаимосвязь занятий по рисованию и развитию речи
подробнее >>
 
   

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

          Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.  см. подробнее>>

 

 Психологическое воспитание искусством в детском саду.

Мир, в котором мы живем, огромный, сложный, загадочный, часто непонятный даже для взрослых. А нам, педагогам нужно  научить детей понимать и различать добро и зло, фантазировать и предполагать, как изменить зло, сохранить красивое, удивительное, что есть в мире людей, их отношений.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное состояние другого, не могут управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций – важный момент в становлении личности растущего человека. Начинать знакомить детей с эмоциями можно с 4-летнего возраста, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка понятием «настроение».

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости, воображения. Только на эмоциональном уровне, возможно, установить прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда рядом, они вызывают у детей радость познания мира, человеческих взаимоотношений, ценностей. Часто для детей красиво то, что ярко, броско, а научить видеть истинную красоту – это задача педагога, родителей.

В вопросах воспитания у детей положительных эмоций, воображения, чувства цвета, красоты велика роль изобразительной деятельности. Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Его «каракули» - это первое проявление отношения к окружающему миру, выражение своих эмоций, желание показать их, познать мир вокруг и определить его для себя, себя в нем.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний.

Через творчество происходит осознание ребенком собственных желаний, потребностей, развивается их внимание к чувствам, усиливается ощущение собственной личностной ценности, повышается художественная компетентность. Рисование  способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка. Через изо-творчество осуществляется психологическая диагностика. «Художественное самовыражение» психологи используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности.

Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование. Изобразительная деятельность не может быть без материалов: красок, кистей, бумаги и т.п. Гуашь, акварель, мелки – каждый из этих материалов обладает своими изобразительными возможностями. Акварель прозрачна, изящна, легка, живописна. Гуашь рисует плотно, четко передает границы рисунка, деталей. Карандаш поддается разной силе нажима и рисует по-своему. Одна и та же тема, выполненная разными материалами, удивляет детей выразительностью образов. Задача научить детей пользоваться разными материалами, знать их свойства и секреты, что тоже поможет детям в развитии воображения, передаче образов.

Ребенок, пытаясь изображать то, что видит и помнит, конечно, будет обращаться и к цвету. Цвет на детских рисунках – явление особое. Дети не считают обязательным, чтобы цвет на рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Тем самым ребенок особо подчеркивает один из его признаков – красоту. Поэтому надо научить ребенка пользоваться палитрой, смешивать краски и получать практически бесконечное количество оттенков. Эта игра оттенков бывает очень привлекательна и сама по себе, независимо от изобразительных задач. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых моментах в жизни или напомнить о чем-то грустном, настроить на позитивный лад, отлично развивает воображение и фантазию. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т. д.

О психоэмоциональном воздействии цвета писал и Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве».  Он  писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие».

Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух шкалах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате сочетания этих факторов рождаются четыре возможных «звука» красок. Краска «…или она: теплая и при этом  светлая или теплая  темная, или же она:  холодная и  светлая или  холодная и  темная».

Великий поэт и мыслитель И.В. Гёте много лет занимался опытами по восприятию цвета, дал классификацию цветов по физиологическому принципу на основе гармонии цвета и закономерностей цветового зрения. Он создал цветовой круг из шести частей (трех пар контрастных цветов) и вписал в него треугольник, в вершинах которого лежат три самых употребляемых художниками цвета: красный, желтый и синий. Гете предложил три вида цветовых сочетаний.

1.«Гармоничные» - это сочетания дополнительных (контрастных) цветов, расположенных в круге напротив. Например, синий и оранжевый, красный  и зеленый, фиолетовый и желтый.

2. «Характерные» — это сочетания цветов, расположенных через один в круге. Например, красный и желтый, оранжевый и зеленый.

3. «Нехарактерные» — это сочетания родственных цветов, расположенных в круге рядом друг с  другом. Например, красный и оранжевый, оранжевый и желтый.

Цветовой круг Гете помогает увидеть, какие цвета усиливают друг друга, какие цвета получаются при смешении красок. Сегодня используется  цветовой круг, состоящий из 12 цветов: основных и составных второго и третьего порядка.

Полезно иногда давать детям не белую, а тонированную бумагу. В этом случае, накладывая краску на цветную бумагу, ребенок получает возможность увидеть, как разные цвета взаимодействуют между собой. Нужно добиваться того, чтобы ребенок осознал и принял связь цвета и настроения, характера, чувств, чтобы изменения цвета он рассматривал в плане не только, так сказать, оптическом, но и эмоциональном.

Я знакомлю детей и с пейзажной живописью, жанровой, портретами, натюрмортами. Произведения художников подбираются так, чтобы были доступны детям в восприятии изображенного. Дети очень отзывчивы на творчество, когда понимают, что художники рисуют именно то, что их взволновало, понравилось, они запечатлели картины природы для нас, зрителей. Знакомлю детей с «языком» художественного полотна, даю знания о форме, цвете, композиции. Дети часто удивляются, что нарисовано как есть, как бывает рядом. Им это нравится. Этим принципом можно пользоваться при обучении детей рисованию. Наблюдения в природе, изучение пейзажей помогают понять детям роль цвета в рисовании. Только оттенков зеленого цвета весной можно насчитать достаточное количество, чтобы понять многообразие цветовой гаммы. Постепенно,  благодаря наблюдениям, они узнают, что небо не только синее или серое. Оно  может быть розовым, алым, желтоватым, ярко-голубым, черным.  Это зависит от состояния погоды, ветра, времени, суток, времени года. Чтобы передать такое небо в рисунке, следует получить краску нужного оттенка. Это побуждает детей искать пути получения новых цветовых оттенков и сочетаний, смешивать краски, использовать в работе разные материалы.

Правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Для реализации этих задач в изостудии детского сада созданы: атмосфера психологического комфорта; условия, способствующие самовыражению ребенка в творчестве; права выбора «рабочего» места и изобразительных средств.

Существует одно из направлений воздействия на эмоциональное состояние детей средствами искусства - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.

Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования ребенок безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. Это не организованный процесс, как урок рисования или труда. Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания.

1. Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с тем, что нет изображений, отсутствует сюжет, в то же время сочетаются отвлеченные формы и цветовые пятна. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

2. Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

3. Монотипия

 На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

4. Рисунок на стекле

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.

5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).

Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку.  Можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.

6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

7. Рисование предметами окружающего пространства.

Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

8. Аква тушь.

Аква тушь проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его просыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи Аква туши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

9.Арттерапевтическая техника «Коллаж».

Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д. Подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты. Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжет, упорядоченность или хаотичность.

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Существуют известные дыхательные практики, когда человек, сосредотачивая внимание на цвете, учится контролировать собственное дыхание, вдыхая через нос и выдыхая через рот, эта практика цветотерапии вполне подходит и для детей. Для визуализации лучше всего выбрать зеленый или голубой цвет, эти цвета успокаивают нервную систему.

Упражнение «Зажги радугу».

 Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Можно широко использовать цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5м х 1,5м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям.

 Упражнение «Радужная страна»

 Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

все дети принимают активное участие в развитии сюжета;

все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;

во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются педагогом).

Рекомендации для всех по цветотерапии:

1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения человек ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков.

3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

4. Место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

5. При плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого  воображаемой кистью окрасить помещение, в котором  находитесь в данный момент, в приятный для вас цвет и погрузиться в состояние расслабленности.

 

Форма входа
Поиск
Наша признательность
Наши достижения
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Детская страничка



Полезные ссылки




Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МАДОУ № 219 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz