Главная » 2016 » Ноябрь » 30 » Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошк.возраста через театрализованную деятельность» Подготовила воспитатель Зеренкова И.А
22:20
Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошк.возраста через театрализованную деятельность» Подготовила воспитатель Зеренкова И.А
Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой квалификационной категории Зеренкова Ирина Андреевна г. Кемерово МАДОУ №219 "Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по - настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский
Актуальность. На всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир. Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Цель — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи: • Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. • Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). • Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению. • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Этапы работы: 1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева. 2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта. 3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте». 4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей. 5. Составить перспективный план работы.
Ожидаемый результат: - в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире; - разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; - активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи; -совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; -стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; - участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.
Формы работы с детьми: • игра • импровизация • инсценировки и драматизация • объяснение • рассказ детей • чтение воспитателя • беседы • просмотр видеофильмов • разучивание произведений устного народного творчества • обсуждение • наблюдения • словесные, настольные и подвижные игры. • пантомимические этюды и упражнения. Оборудование: • 1.Театральная ширма • 2.Разные виды кукольных театров: • - пальчиковый • - конусный • - теневой • - фланелеграф • - магнитный • - масочный • - варежковый • - игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы) • 3. Ноутбук, колонки. • 4. Костюмы
Используемая литература при работе над данной темой: 1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» 2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001. 3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007. 4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002. 5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009 6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005 7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005 8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007. 9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду». Журнал «Воспитатель в ДОУ»: • «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.) • «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.) • «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.) • «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.) • «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.) • «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.) • «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.) • «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.) Статьи в интернете: • «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php) • Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru). • Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)
Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи Сентябрь Мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству. Познакомить детей с различными видами театра. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. «За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью. Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разнообразный мир театра Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д) Октябрь Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев») «Позови движением» «Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Сила голоса и речевое дыхание Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо» Дыхательная гимнастика: «Маятник»; «Задуть свечу»; Пантомима игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; Ноябрь Сценическая пластика игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас Расслабление мышц этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»; этюд «любимая игрушка»; этюд «Кривое зеркало» Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...» Декабрь Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); Развиваем воображение; расширяем словарный запас. Игры и упражнения на создание игровой мотивации. Знакомство с русскими народными костюмами. Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза «Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок. «Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры Январь «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки «Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» чтение, пересказ. Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов Февраль «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; Развивать правильное речевое дыхание; Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы. Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре») «Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок. Март Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями. Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закреплять в речи детей понятие «пантомима» Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
Театральные игры «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Тень» «Веселые обезьянки» «Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели. Апрель Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция. Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей. Май Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
«Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.