Пятница, 26.04.2024, 01:56


Меню сайта
Для Вас







Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Февраль » 10 » «Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников», ст.воспитатель Семенова А.А.
15:04
«Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников», ст.воспитатель Семенова А.А.

Консультация для воспитателей

 

Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения (около 2 лет). Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Использование только традиционных методов и приемов развития связной речи не даёт должного результата. А применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Педагогические технологии:

- сказкотерапия. Сказкотерапией создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит приобщение детей к истокам народной культуры. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

- наглядное моделирование. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - «искусство запоминания». Цели, которые можно достичь при использовании мнемосхем, мнемотаблиц: расширить объем словарного запаса; сформировать умения составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст; облегчить процесс заучивания стихов. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Коллаж – метод наглядного моделирования, представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Коллаж создается из фрагментов, это могут быть: фотографии, картинки, ткань, фольга, краски, и тд.. Содержание коллажа может быть разнообразным, но все фрагменты объединены одной темой, ребенку предстоит увидеть и разгадать эту связь. Использования коллажа в процессе развития связной речи позволяет развивать навык составления описательного рассказа, установления ассоциативных связей, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

- синквейн – один из эффективных методов развития связной речи дошкольника, является игровым приемом. Синквейн это составление нерифмованного стихотворения. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. При составлении нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Применение данной технологии позволяет развивать у детей: мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать); речевые (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря); проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).

технология ТРИЗ. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкус. Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Параллельно с обучением составлению сравнений необходимо проводить работу по составлению загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Дети получают радость от речевого творчества. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Игры ТРИЗ - успешно развивают речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети непроизвольно учатся правильно говорить.

- литотерапия (камешки «Марблс»). Это один из эффективных приемов развития речи детей. Полифункциональное пособие (наборы стеклянных камешков разного цвета, которые используются для развития связной речи, закреплении предложно-падежных конструкций; обогащения словаря детей; развития пространственной ориентировки; автоматизации и дифференциации поставленных звуков). Нп, предлагается детям выложить на песке или крупе сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю или сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами.

- игры в воде, сухом бассейне. Бассейны представляют собой открытые емкости, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой Самомассаж кистей и пальцев рук в « сухом бассейне» способствует : нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений. Проводятся в тёплом помещении, не более 7-10 минут. Для обогащения словаря ребёнка следует сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

- легоконструирование развивает коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность детей. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Не следует забывать, что речевое поведение взрослого является для ребенка образцом.

Просмотров: 322 | Добавил: ключик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наша признательность
Наши достижения
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Архив записей
Детская страничка



Полезные ссылки




Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МАДОУ № 219 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz