Главная » 2016 » Ноябрь » 25 » Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста. Подготовили Чернышёва А.А. и Некрасова Е.В.
19:32
Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста. Подготовили Чернышёва А.А. и Некрасова Е.В.
Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба начинается с улыбки»
Аннотация Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять опреде ленные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, и формирование эмоционального благополучия входят в мою работу как воспитателя ДОУ. Поэтому работа, направленная на эмоциональное развитие детей, отражена в моем годовом плане, и плане работы ДОУ. В начале учебного года я провожу первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряженностью. По результату наблюдения, анкетирования родителей планирую дальнейшую работу. С детьми у которых есть проблемы в эмоционально-волевой сфере проводятся коррекционные занятия.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов. Наша задача помочь ребенку преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе. Познакомить с эмоциями человека осознать собственные эмоции и чувства. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемый мною сценарий игрового тренинга строится на основе игровых упражнений. Цель занятия: развитие эмоционального мира ребёнка, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива
Структура планируемого занятия: Вступительная часть. Создание доброжелательной атмосферы и чувства сплоченности в детском коллективе, позитивного отношения к предстоящему занятию. Основная часть. Актуализация знаний об эмоциях, включение игрового персонажа. Деление детей на пары. Самостоятельное выполнение детьми задания в парах. Подведение итогов. Рефлексия Обсуждение с детьми занятия. При анализе общей работы, подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей. Завершение. Позитивная оценка Форма проведения: групповая Возрастная категория: старшая группа (5-6 лет) Место проведения: музыкальный зал
Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Дружба начинается с улыбки»
Цель: развитие эмоционального мира ребёнка, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива Задачи: 1. позитивно настроить детей на совместную работу в группе; 2.продолжать развивать умение распознавать эмоции: радость, грусть, удивление и объяснять их возможные причины; изображать при помощи мимики и жестов, графически; 3.способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе; 4. воспитывать умение чувствовать своего партнёра, развивать умение работать в парах; 5.способствовать снятию мышечного напряжения у детей 6.воспитывать стремление оказать помощь в различных ситуациях; развивать эмпатию; 7.тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций; 8.развивать психические процессы: восприятие, произвольное внимание, долговременную память; Методические приемы: 1) обсуждение, показ 2) психогимнастика 3) мимические и пантомимические приемы 4) психомышечная тренировка Обогащение словаря: отражение, аплодисменты. Активизация словаря: настроение, грусть, грустный, расстроенный, печальный, невесёлый, удивление, радость, радостный, весёлый, задорный, улучшить, клоун, фокусы, опущенные плечи, опущенная голова, сгорбленная спина, хлопать, эмоции Предварительная работа: • знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, злость, обида). • проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения (Чистякова) • прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции; • проигрывание этюдов и сценок. • проведение психологических игр и упражнений «Зеркало», «Подари улыбку другу" Оборудование: - колокольчик - костюм клоуна - «волшебный ящик» для фокусов - шарики воздушные, гимнастическая палка, бабочка - настольные зеркала по количеству детей - вырезанные из бумаги овалы (лица, соответствующие количеству детей, для изображения эмоций - простые карандаши Музыкальное сопровождение / CD записи С. Протасов «Волшебный колокольчик» из серии «Ритмическая мозаика» «Парад Алле» А. Гречанинов «Пьеса» В. Шаинский «Поделись улыбкою своей»
Ход занятия. Вступительная часть Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе Дети заходят в зал (под музыку В. Шаинский «Поделись улыбкою своей») Воспитатель. Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас? Предполагаемые ответы детей (да! нет.) . Воспитатель. Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Предполагаемые ответы детей (нет, не всегда) Воспитатель. Почему настроение может быть плохим? Предполагаемые ответы детей (обидели, не получается постройка из конструктора, болит зуб и др.) Воспитатель. Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение? Предполагаемые ответы детей (рассмешить, обнять друг друга, поделиться улыбкою, передать её по кругу и др.) Воспитатель. Скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение? Ответы детей. Воспитатель. Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение. Психогимнастический этюд «Цветок» Воспитатель. Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону… Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. Дима, какого цвета у тебя цветок? Лиза, а у тебя какого цвета? У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте прикрепим цветок на одежду или украсим им волосы. Катя , куда ты прикрепишь свой цветок? а ты куда, Никита? Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки. Упражнение «Подари улыбку другу» А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу. Дети встают в круг. Воспитатель. У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку. Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу». Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок. Воспитатель. Улыбка снова вернулась ко мне! У меня для вас есть загадка: В нём я вижу свой портрет. Отошёл – портрета нет… Ответы детей: зеркало Воспитатель. Для чего нам нужно зеркало? Предполагаемые ответы детей: чтобы смотреться. Воспитатель. Для чего нужно смотреться в зеркало? Предполагаемые ответы детей: чтобы посмотреть как ты выглядишь, не мятая ли одежда, как причёсаны волосы Воспитатель. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим на себя. А теперь через зеркало друг на друга. Это кто? (показывает на ребёнка). А это что? Предполагаемые ответы детей: Софья, Лиза… Воспитатель. То, что мы видим в зеркале, называется отражением. Это Дима, а в зеркале его отражение. Поставьте руки на пояс. Посмотрите, отражение в зеркале точно отобразило наши действия и тоже поставило руки на пояс. А теперь, поднимите одну руку вверх. Отражение показало такую же руку, что и вы! То есть зеркало точно отражает все наши движения. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Зеркало» Упражнение «Зеркало» Воспитатель. Встаньте парами, кто с кем пожелает, друг напротив друга. Одни из вас будут зеркалом, а другие будут в него смотреться (точно распределяются роли в парах) . Вам нужно: -почистить зубы -расчесать волосы -дотронуться пальцем до кончика носа -сделать глоток чая, но он оказался солёным! А теперь поменяйтесь местами. -одну руку поставить на пояс, другую поднять вверх -дотронуться пальцем до уха -застегнуть верхнюю пуговицу -съесть кислый лимон! Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет ошибки, проявляя индивидуальный подход, использует похвалу. Молодцы! Все справились с этим упражнением. Как здорово и весело нам сегодня играть! Основная часть Воспитатель. У меня к вам вопрос: где, в каком месте нам всегда бывает весело? Мы туда идём и радуемся, смеёмся от души? Предполагаемые ответы детей: в цирке Воспитатель. Правильно. Есть такая профессия – людей смешить, делать всё для того, чтобы было весело и смешно. У кого такая профессия в цирке? Предполагаемые ответы детей: у клоуна. Воспитатель. Правильно. Я приготовила вам сюрприз и пригласила клоуна! Как встречают артистов цирка? Предполагаемые ответы детей: им хлопают, аплодируют. Воспитатель. Дружными аплодисментами встречайте клоуна Клёпу. Дети аплодируют. Звучит музыка. В зале появляется клоун. Но он вовсе не весёлый, как ожидали дети, а наоборот, очень грустный. Ходит по залу, низко опустив голову, и чего-то ищет. Воспитатель. Ой, ребятки, посмотрите, что-то здесь не так! С каким настроением к нам пришёл клоун? Предполагаемые ответы детей: с грустным, невесёлым, печальным Воспитатель. Как вы догадались об этом? Предполагаемые ответы детей: у него плечи и руки опущены вниз, лицо печальное, он не смотрит на нас… Воспитатель. Давайте поздороваемся с ним и узнаем в чём же дело. Здравствуй, Клёпа! Клоун. Здравствуйте, Наталья Геннадьевна… Здравствуйте, ребятишки (продолжает бродить по залу, опустив низко голову) . Воспитатель. Ребята, спросите у Клёпы, почему у него такое плохое настроение. Вопросы детей к клоуну. Клоун. Я потерял шарфик, мой самый любимый шарфик и не могу его найти. Воспитатель. Ребята, а мы можем помочь Клёпе? Предполагаемые ответы детей (да, можем) Воспитатель. А как? Предполагаемые ответы детей (мы поможем найти ему шарфик) Воспитатель. Давайте все вместе поищем шарфик и обрадуем Клёпу. Дети находят шарф. Клоун радуется этому. Завязывает на шее красивый бант. Клоун. Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я так рад! Мне было очень неловко появляться перед вами без банта. Воспитатель. Клёпа, ты очень красивый! Клоун. Спасибо! Ребята, а вы любите фокусы? Ответы детей (любим, конечно) Клоун. Ну, тогда смотрите. Клоун показывает фокусы, затем развлекает детей, показывая мини – этюд «Штанга и бабочка» Фокусы и развлекательная миниатюра подобраны таким образом, чтобы вызвать у детей максимальное чувство удивления и восторга. Клоун. Ну как, ребята, вам понравилось? Ответы детей: да! Воспитатель. Спасибо тебе, Клёпа, ты нас очень порадовал. Клоун. Спасибо и вам, ребята! А теперь мне пора уходить. Воспитатель. Ребята, давайте проводим Клёпу также, как мы его встречали (аплодисментами) . Клоун уходит, дети ему аплодируют. Воспитатель. Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. На столах стоят небольшие зеркала на подставках для каждого ребёнка. Рядом с зеркалом лежат по 3 овала, вырезанных из бумаги (лицо, простой карандаш. Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, с каким настроением пришёл к нам Клёпа. Предполагаемые ответы детей: с грустным. (Воспитатель стимулирует детей к тому, чтобы они назвали максимальное число прилагательных, характеризующих данное настроение) Воспитатель. Посмотрите в зеркало и покажите, пожалуйста, грусть на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они? Предполагаемые ответы детей (брови опущены вниз, глаза прикрыты, уголки губ опущены вниз) . Воспитатель. Возьмите карандаш и нарисуйте на овале эмоцию грусти. Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает, отмечает те изображения, которые наиболее удачно передают соответствующее настроение. Воспитатель. А теперь вспомните, пожалуйста, какое чувство у нас было, когда Клёпа начал показывать фокусы. Предполагаемые ответы детей (мы удивились) . Воспитатель. Посмотрите в зеркало и изобразите удивление на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они? Предполагаемые ответы детей (брови подняты вверх, глаза большие, рот широко открыт) . Воспитатель. Возьмите карандаш и нарисуйте на втором овале удивление. Пока дети рисуют, воспитатель также наблюдает за работой детей, помогает тем, кто сомневается, подбадривает, создавая ситуацию успеха. Воспитатель. А теперь ещё раз посмотрите в зеркало. Какое настроение мы подарили Клёпе, когда нашли его шарфик? Предполагаемые ответы детей (радость) . Воспитатель. Посмотрите в зеркало на своё лицо. Улыбнитесь и покажите радостную эмоцию. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они? Предполагаемые ответы детей (брови ровные, глаза открытые, смотрят на нас, уголки губ подняты вверх - улыбаются) . Воспитатель. Нарисуйте радость на третьем овале. Когда дети всё нарисовали, воспитатель предлагает выйти из-за столов. Рефлексия. Воспитатель. Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение? Ответы детей: хорошо, отличное настроение. А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым? Ответы детей: передавали улыбку друг другу, вырастили цветок, помогли клоуну. Понравилось вам занятие? Ответы детей: Да, очень понравилось. Воспитатель. Я уверена в том, что если вам взгрустнётся и у вас будет плохое настроение, то вы и ваши друзья всегда сможете улучшить его, сделать весёлым и радостным, так же, как мы делали это сегодня. А сейчас я вас провожу в группу, где вас ждут множество интересных занятий и игр.