Воскресенье, 22.12.2024, 13:02


Меню сайта
Для Вас







Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2024 » Декабрь » 18 » ПРОЕКТ
07:25
ПРОЕКТ

ПРОЕКТ

Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата

         Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Цель - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

1)  Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергоплатсики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

Участники: дети старшей группы с ОНР, педагоги группы, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не    "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.  

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. 

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

План проекта:

1 этап – диагностический.

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированные, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – подготовительный.  Главная задача -   изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

3 этап – основной.  Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

4 этап – итоговый. Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Этапы работы:

1. Выявление проблемы:  

2. Подготовительный этап:   

3. Практический этап:

4. Подведение результатов:  

Ожидаемый результат:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Методические источники:

1.    Бушлякова Р.Г.  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2.     Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С.  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3.     Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

4.     Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

5.     Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. 

6.     Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

7.     Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

8.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

9.    Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг.  // Логопед. - 2007. N 4.

10.  Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

11.   Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

Тематическое планирование

Таблица № 1.

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Цель

Время

проведения

 

1

 

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.

Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

 

Сентябрь-октябрь

 

 

2

 

Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

 

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

 

Октябрь - ноябрь

 

3

Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:

  1. Упражнения для нижней челюсти.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.

 

Внедрить в практику коррекционной работы   метод «биоэнергопластики».

 

(период работы проекта)

 

4

 

 

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений.

 

 

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

 

 

Май

Просмотров: 3 | Добавил: ключик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Наша признательность
Наши достижения
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Детская страничка



Полезные ссылки




Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МАДОУ № 219 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz